механизм сцепления и коробки передач

Общие сведения. Износ агрегатов трансмиссии зависит от режимов эксплуатации автомобиля, дорожных условий и способов (приемов) вождения автомобиля, связанных с квалификацией водителя, и в первую очередь от качества выполнения работ при ТО и ТР.

Неисправности механизма сцепления вызывают пробуксовку (неполное разобщение дисков, когда сцепление «ведет») и резкое включение механизма. Эти неисправности могут быть причиной дорожно-транспортных происшествий. Неполное выключение сцепления затрудняет переключение передач. Пробуксовка сцепления также опасна не только тем, что в результате нагрева ведомый диск быстро выйдет из строя, но и тем, что это может привести к аварии, так как автомобиль теряет связь двигателя с ведущими колесами (например, при движении на подъем).

Одним из признаков неисправности сцепления и его привода является малая величина свободного хода педали привода. Свободный ход педали привода сцепления является функцией зазора между нижними концами рычагов выключения сцепления и опорным (выжимным) подшипником и с износом ведомого диска уменьшается. При значительном износе фрикционных накладок ведомого диска зазор между рычагами и опорным подшипником муфты выключения уменьшается, а следовательно, уменьшается свободный ход педали сцепления и сцепление будет пробуксовывать.

Стук и шум в сцеплении появляются из-за отсутствия смазки или разрушения выжимного подшипника, при ослаблении заклепок накладок ведомого диска, ослаблении крепления ведомого диска к ступице и когда выжимные рычаги установлены не в одной плоскости.

В коробках передач могут быть повышенные зазоры в зацеплении шестерен из-за износа зубьев, погнутости валов, износа подшипников, замков, нарушения соосности валов, а также самовыключение передач под нагрузкой и затрудненное их включение. При наличии последних двух неисправностей эксплуатация автомобиля запрещается правилами дорожного движения.