Макет и схема тормозной системы

Рабочее место 4. Параметры тормозной системы с пневматическим приводом.

Цель работы. Изучить устройство, взаимодействие элементов   и   регулировки    тормозных    систем    отечественных автомобилей с пневматическим приводом тормозов. Изучить изменение структурных параметров тормозных систем автомобилей в эксплуатации и требования к тормозным системам.

Оснащение рабочего места. Макет и схема тормозной системы автомобиля ЗИЛ-130; тормоза колесные автомобиля ЗИЛ-130, передний и задний в сборе с тормозными барабанами; тормоз стояночный в сборе автомобиля ЗИЛ-130; детали тормозного привода: тормозные краны (комбинированный и одинарный), тормозные камеры; слесарный и измерительный инструмент.

Порядок выполнения работы. 1. Изучить устройство и взаимодействие деталей тормозов передних и задних колес. Обратить внимание на особенности устройства тормозов задних колес, которые имеют профилированные тормозные накладки с утолщениями в местах наибольшего износа, а также ролики между разжимными кулаками и колодками, снижающие трение в приводе тормозов.

2.         Изучить устройство тормозных камер и проверку их герметичности. Герметичность тормозных камер проверяют следующим образом. Нажимая на педаль тормоза, наполняют камеры сжатым воздухом, затем смачивают   мыльной   эмульсией   кромки   фланца   тормозной камеры, места прохода болтов, стягивающих фланец, место   прохода   штока   через   корпус   камеры,   отверстия в корпусе и место присоединения трубопровода к камере. Утечку воздуха обнаруживают по образованию мыльных пузырей.    Негерметичность    устраняется    либо    равномерным подтягиванием болтов крепления крышки и сопряжений, либо заменой диафрагмы.

3.         Изучить устройство пневматического привода тормозов.   Обратить  внимание  на  регулировку  натяжения ремня     привода    компрессора,     регулятора     давления и предохранительного клапана, установленного на баллоне. Изучить конструкцию комбинированного и одинарного тормозных кранов и регулировку давления воздуха в секции, управляющей тормозами прицепа.

4.         Изучить регулировку  рабочих  тормозов.  Регулировка рабочих тормозов может быть частичная и полная. Перед любой регулировкой нужно проверить и, если необходимо, отрегулировать затяжку подшипников ступиц колес.

Частичную регулировку тормозов выполняют для уменьшения зазора между колодками и тормозным барабаном. Увеличенный зазор между этими деталями обнаруживается по увеличенному ходу штока тормозных камер. Допустимый ход штоков для передних тормозов 35 мм, для задних тормозов 40 мм, а номинальный ход штоков соответственно должен быть 15 и 20 мм. Зазор между колодками и тормозными барабанами регулируют специальным червячным устройством, установленным на рычагах разжимных кулаков тормозных механизмов. Регулировку проводят следующим образом: поворачивая ключом регулировочный червяк рычага вала разжимного кулака, подводят колодки до соприкосновения с барабаном, после чего вращают червяк в обратном направлении до момента свободного вращения колеса. После регулировки проверяют величину хода штоков тормозных камер и перемещение штоков: оно должно быть свободным, быстрым и без заеданий. Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес необходимо, чтобы ходы штоков правых и левых камер каждой оси мало отличались один от другого.