контактно-транзисторная система зажигания

Общую исправность контактно-транзисторной системы зажигания с коммутатором ТК-102 можно проверить визуально, создав между высоковольтным проводом от катушки зажигания и массой двигателя зазор 3...5 мм. При включенном зажигании и проворачивании коленчатого вала двигателя (как и при обычной системе зажигания) между проводом и массой двигателя будет видна искра, если зажигание исправно, и искры не будет, если транзисторный коммутатор неисправен.

Наиболее вероятные причины неисправности коммутатора ТК-102: пробой транзистора, перегорание одного из проволочных сопротивлений добавочного реостата или отсутствие электрического контакта в высоковольтном проводе катушки зажигания.

Но визуальная проверка исправности системы зажигания дает лишь общее представление и не может удовлетворять диагноста. В настоящее время имеются разработки по диагностированию контактно-транзисторной системы зажигания автомобилей ГАЗ-66 и ЗИЛ-130. Для этого можно использовать осциллограф мотор-тестера Э-205 с небольшой доработкой (92) или осциллографа Э-206.

Изменения в схеме сводятся к установке добавочного положения В1 переключателя рода работ осциллографа и к установке на лицевой панели двухполюсного переключателя 171, которым при диагностировании методом измерения сдвига фаз отключается генератор развертки и подается напряжение от дополнительной обмотки силового трансформатора Tpl (120 витков провода ПЭВ-0,7). Диагностируемый элемент системы зажигания подключается к разъему на лицевой панели Э-205 или к гнезду «Свеча» осциллографа Э-206.

Коммутатор ТК-102 проверяют при разомкнутых контактах прерывателя, подключая провода к клемме «К» и к безымянной клемме. Для проверки транзистора коммутатора провода подсоединяют к клемме «Р» и к безымянной клемме. Диоды, стабилизаторы, резисторы, конденсаторы и другие элементы системы зажигания проверяют подключением их к концам шнура. Отклонение осциллограммы на экране от эталонной — признак неисправности проверяемого элемента. Все проверки выполняются непосредственно на автомобиле. Для поэлементной проверки контактно-транзисторной системы зажигания можно использовать и некоторые другие приборы и приспособления.