признак неисправности сцепления

Одним из признаков неисправности сцепления и его привода является малый свободный ход педали привода. При значительном износе фрикционных накладок ведомого диска зазор между рычагами и опорным подшипником муфты выключения уменьшается, а следовательно, уменьшается свободный ход педали сцепления, и сцепление будет пробуксовывать. Свободный ход педали привода сцепления у автомобиля ЗИЛ-130 должен быть 35...50 мм, что соответствует зазору между рычажками и выжимным подшипником 3...4 мм. Свободный ход педали привода сцепления у автомобиля ГАЗ-53А должен быть 35...45 мм, что соответствует зазору между рычажками и подшипником 2 мм и зазору между толкателем и поршнем гидравлического цилиндра 0,5... 1,5 мм. Предельный свободный ход не должен быть менее 10...15 мм.

В коробках передач могут быть повышенные зазоры в зацеплении шестерен из-за износа зубьев, погнутости валов, износы подшипников, замков, нарушения соосности валов, а также самовыключение передач под нагрузкой и затрудненное их включение. При наличии последних двух неисправностей эксплуатация автомобиля запрещается правилами дорожного движения.

Работу коробки передач проверяют на ходу автомобиля, внешним осмотром и в процессе диагностирования. При диагностировании в основном определяют зазор в зацеплении шестерен, фиксируемый на вторичном валу.

У новых обкатанных автомобилей угловой зазор на различных передачах в коробке составляет 2,5...6° (наибольший на прямой передаче). Предельные значения -от 5 до 15°. Самопроизвольное выключение передач возможно в результате износа зубьев шестерен (особенно при неполном зацеплении), подшипников валов, сильного износа вилок и штоков переключения и осевого перемещения вторичного вала.

Трудное включение передач возможно при неправильной регулировке привода сцепления и самого сцепления, заеданий в приводе коробки передач, при износе деталей коробки, в том числе синхронизаторов, а также при отсутствии или недостатке смазки.