принцип действия стетоскопов

3.         Изучить устройство и принцип действия стетоскопов. Стетоскопами улавливаются и усиливаются шумы и стуки, сопровождающие работу механизмов.  Любой механизм при работе создает определенный акустический фон, свойственный данному механизму в заданных режимах  его  работы.  Возникновение  ненормальных  шумов и стуков  свидетельствует  о  неисправностях механизма

и в первую очередь об увеличенных зазорах в подвижных сопряжениях. На слух человек может уловить стуки, которые в современных двигателях и особенно в подшипниках коленчатого вала создаются при предельных зазорах, когда дальнейшая эксплуатация двигателя невозможна. С помощью стетоскопов и при достаточных навыках можно уловить стуки при меньших зазорах. Усиление звука в стетоскопе происходит за счет колебаний мембраны или за счет специально встроенного транзисторного усилителя, который имеется в стетоскопе «Экранас».

Электронный стетоскоп «Экранас» (13, а) для усиления звуковых колебаний имеет двухтранзисторный усилитель низкой частоты с пьезокристаллическим датчиком и батарейным питанием (3 В). Корпус стетоскопа пластмассовый, имеет гнезда для подключения телефона и стержня. Стетоскоп очень чувствительный, удобен в работе.

При прослушивании подшипников коленчатого вала стержень прислоняется к боку двигателя в месте расположения коренных подшипников или на уровне шатунных подшипников при положении поршня в верхней мертвой точке (в.м.т.). Стуки прослушиваются на прогретом двигателе при резком изменении оборотов коленчатого вала. Стук коренных подшипников глухой, низкого тона, а шатунных — более звонкий и может уменьшаться при отключенной (закороченной на массу) свече зажигания в данном цилиндре. Сила стуков коренных подшипников с отключением свечи какого-либо цилиндра практически не изменяется, так как общая нагрузка на коренные подшипники при этом почти не уменьшается. Стетоскопом можно прослушивать шумность работы клапанного механизма, стуки юбки поршня о цилиндр, стук поршневого пальца и распределительных шестерен.